Размер текста:

«Противодействие коррупции»

Коррупция в России имеет давние традиции. Российские источники упоминают о мздоимстве еще в XIII в. Начиная с Ивана III, известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «нормы» для наместников и их аппарата.

Для отечественной истории, как и для истории других стран, характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.  В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку «…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады». Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии. 

Коррупция – одно из самых пагубных явлений для любого государства, в связи с чем на международном уровне потребовалось принятие соответствующего документа.

Так, 31.10.2003 в г. Нью-Йорке принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была ратифицирована Российской Федерацией 08.03.2006.

ООН в 2004 году провозгласила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией, объявив одной из целей этой акции углубление понимания проблемы коррупции в мире.

1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию.

В продолжение формирования национальной нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции 25.12.2008 принят Федеральный закон от № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Практически в это же время Президентом РФ Д.А. Медведевым утвержден Национальный план противодействия коррупции (в настоящее время на территории Российской Федерации реализуются положения Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147).

Ни в международном, ни в национальном праве не существует единообразного определения коррупции. Например, в российском законодательстве закреплено общее определение коррупции.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В последние годы в России предпринято много усилий по борьбе с коррупцией, в первую очередь направленные на формирование нормативной правовой базы (ратифицированы Конвенция ООН против коррупции, многие другие международно-правовые акты, направленные на противодействие коррупции). Принят большой пакет антикоррупционных актов, наведен порядок в сфере правотворчества, чему в немалой степени способствовали такие акты, как Федеральный закон от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Установлена обязанность государственных и муниципальных служащих и лиц, претендующих на занятие должностей на государственной и муниципальной службе, декларировать сведения о своих доходах и расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и предоставлять аналогичную информацию о своих супругах и несовершеннолетних детях. Такие акты позволили разрушить многие механизмы коррупционного взаимодействия власти и бизнеса.

Заметный прогресс достигнут в правоприменительной сфере благодаря принятию национальных стратегий и планов противодействия коррупции

Предпринимаются меры по пресечению коррупции в частной сфере. Например, в российское уголовное законодательство введена норма о коммерческом подкупе, а в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в 2012 году включена новая статья, которая обязывает частные организации предпринимать антикоррупционные меры, в том числе посредством внедрения соответствующих стандартов и процедур, обеспечивающих добросовестную работу организаций, предотвращающих конфликты интересов, не допускающих неофициальную отчетность и т.д.

Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания.

Без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

Таким образом, коррупция оказывает на вас воздействие, даже если вы не сталкиваетесь с ней напрямую через различные службы и организации. Согласно оценкам Всемирного банка, ежегодно в мире расточительно расходуется один триллион долларов. Коррупция приводит к уменьшению богатства страны и снижению уровня жизни. Согласно исследованию, когда страны ведут борьбу с коррупцией, государственные доходы в долгосрочной перспективе возрастают в четыре раза. При снижении коррупции бизнес может развиваться на три процента быстрее, а уровень детской смертности может снизиться на целых 75%.

Учитывая тот факт, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и приспосабливаться к новым условиям, необходимо создать единый механизм, позволяющий уменьшить масштабы коррупции в минимальные сроки, а также выработать основные направления работы по проведению антикоррупционной политики в качестве постоянно действующей органичной функции государства.

Благодаря четкой, последовательной антикоррупционной политике государства, в обществе создана атмосфера нетерпимости по отношению к коррупционерам и сформированы условия для того, чтобы вести беспощадную борьбу с коррупцией, невзирая на лица и должности. Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Необходимо помнить, что за коррупционные преступления и административные правонарушения предусмотрено наказание:

Ст. 290 УК РФ (получение взятки) – лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-тикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.

Ст. 291 УК РФ (дача взятки) – лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-тикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

Ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) – лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 70-тикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.

Ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество, т.е. получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей) - штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 3 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Ст. 19.28 КоАП РФ (административная ответственность для юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления) – штраф не менее 1 000 000 рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.