Размер текста:

Уважаемые родители!

Вопрос о состоянии здоровья школьников всегда был в центре внимания взрослых, особенно в первые годы обучения детей.

К сожалению, за последние 3 года мы отмечаем  у детей, поступающих в школу, рост таких заболеваний, как: сердечнососудистые и нарушения нервной системы на 4%; снижение зрения на 5%; логопедические проблемы на 43%.

Все это, естественно, влияет на усвоение детьми учебного материала, успешности в обучении,    социализации и личностном развитии.

Надеемся, что предложенный материал поможет вам оценить серьезность этого вопроса и окажет помощь в вопросах  сохранения и укрепления здоровья ваших детей.

Мы обратили внимание на то, что в "Энциклопедическом словаре медицинских терминов" термина "психическое здоровье" нет, но есть просто "здоровье". Очень существенно, что термином "здоровье" обозначается "состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только ОТСУТСТВИЕ болезней и физических дефектов".

Основным условием нормального психосоциального развития, психического здоровья (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. И ребенок находится в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Отношение ребенка к своему здоровью в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения и работой взрослых в этом направлении.

В психике ребенка возникает переплетение образно-словесных ассоциаций, в котором слово «больно» связано с чем-то неприятным, а слово «здоровенький» - с чем-то радостным, с состоянием активности, радости.

Другая сторона формирования у ребенка отношения к своему здоровью связана с теми оценками, которые при общении со взрослыми он воспринимает и использует как критерии определения своего собственного мнения, позиций, действий, связанных со здоровьем. Всем знакома ситуация, когда любящая, заботливая мама или бабушка активно закармливают ребенка, приговаривая при этом: "Ешь, ешь побольше — здоровеньким будешь". Или, принимая свое чадо после пребывания в местах, где он "похудел", с большим энтузиазмом констатируют: "Какой же ты стал худенький! Ну, мы это дело быстро поправим. Уж у меня ты таким не будешь!". Психологи, которые исследовали особенности отношений детей со своими сверстниками, установили, что наименьшей популярностью пользуются как раз склонные к полноте, "толстяки". Подобное же отношение к полным, перекормленным детям проявляют и профессиональные воспитатели, хотя, в отличие от сверстников таких детей, они редко демонстрируют это в непосредственном общении. Сам полный ребенок осознает эти отношения не сразу, а обычно к школьному и ярче всего к подростковому возрасту. Ситуация, когда ребенок вдруг осознает, что он ненавидит свое физическое Я, становится личной трагедией и может привести к самым нежелательным последствиям. Хочется обратить внимание именно на то, что основы этой трагедии могут закладываться в раннем детстве близкими и вроде бы любящими, доброжелательными, но не знающими или не обращающими серьезного внимания на особенности развития ребенка взрослыми.

В данном случае  взрослый может стать причиной формирования определенного отношения к здоровью.

 Врачи-педиатры сегодня отмечают резкий рост у детей таких болезней, которые ранее были присущи только взрослым, постоянно находящимся в стрессовых ситуациях. Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого, который не может или не хочет создавать специальный режим для развивающегося, еще не окрепшего организма. В практике работы психологов достаточно много случаев, когда ухудшение и психического и физического здоровья ребенка связано только с тем, что взрослые таскают ребенка с собой по местам массового скопления людей, где порог стрессогенности обстановки явно выше детской нормы. Другие взрослые, не делая различий между собой и ребенком, подавляют его излишним обилием информации, непосильными для него эмоциональными нагрузками, которые бывают характерны для их общения. Все это не проходит бесследно, и у детей появляются такие "взрослые" болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень. Ну, а если в семье нелады и ребенок постоянно включен в сферу общения родителей, т. е. активно вовлекается как соучастник в их ссоры и разбирательства, то вряд ли кто будет удивляться появлению у него невротических симптомов и других нарушений психического и физического развития.

 

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, двигательной активности, психологического комфорта.

Психологический комфорт  включает в себя: позитивное эмоциональное состояние ребенка, его желание учиться, хорошее физическое состояние и осознание ребенком родительской поддержки.

Родительская поддержка — это процесс:

— в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

— который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

— который помогает ребенку избежать ошибок;

— который поддерживает ребенка при неудачах. Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка — значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это очень хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Желаем вам терпения и любви в нашем общем деле!!!